Коичи и Синъити Тохэй (май 2002 г.)

Мастер Коичи Тохэй и его сын и преемник Синъити Тохэй (Вака-сэнсэй) дали это интервью Уильяму Риду 19 мая 2002 года. Интервью было записано на японском языке и затем, с одобрения сэнсэя Тохэя, переведено У. Ридом на английский.

— Книга «Ки-но Какурицу» — это Ваша биография, где Вы рассказываете, чему научились у трех главных учителей Вашей жизни. То, чему вы учите сегодня в Обществе Ки, опирается на знания, полученные от Ваших учителей, но отличается от того, чему учили они. Какие наиболее важные компоненты Вы взяли у каждого из них и как соединили их в новое фирменное сочетание?

— Моим первым учителем был Огура Тецудзю, ученик Ямаоки Тэссю — мастера меча периода Мэйдзи. Суровая практика включала дыхание мисоги и оглушительное скандирование, а также долгие часы дзен-медитации. Весь жизненный путь Тэссю был основан на идее, что если вы решили освоить что-либо, вы должны досконально проверять это на практике. Проверяйте каждую идею опытным путем, и через личный опыт вы научитесь извлекать хорошее и отбрасывать плохое. Все, чему я учу сейчас, вышло из плавильного котла моего собственного опыта и опыта моих учеников.

Айкидо я изучал у Морихэя Уэсибы. Здесь тот же принцип — сначала все сделай, а спрашивай потом. Сэнсэй Уэсиба был мастером Ки и основателем айкидо. При этом он оставался преданным последователем религии Омото-Кё, и это повлияло на его метод обучения. Часто было невозможно найти какой-либо смысл в его эзотерических разъяснениях. Я тщательно выполнял все упражнения, которые он требовал делать, однако многое пришло из Омото-Кё и выглядело нелепым. Например, от нас требовалось декламировать алфавит в другом порядке. Вместо того, чтобы перечислять японские гласные как обычно — А-И-У-Э-О, мы снова и снова повторяли: «А-О-У-Э-И», как будто эта новая последовательность имела глубокий смысл. Он мог рассказывать нам, что мы должны стать едиными с «Небесной Ки», но не говорил, как это сделать. Наблюдая за его айкидо, вы могли понять гораздо больше, нежели слушая его объяснения. Одна из важнейших вещей, которой я научился у сэнсэя Уэсибы, — умение расслабляться. Он всегда был расслаблен под угрозой конфликта, вот почему его айкидо было таким сильным. Он делал это сам, но своих молодых учеников просил хватать его как можно сильнее. В айкидо, если вы не расслаблены, вы не сможете выполнить бросок. Нас всегда удивляло, что он всегда мог бросить человека, всегда мог избавиться от захвата. Он вел вашу Ки и всегда мог бросить оппонента в направлении, в котором тот двигался. Я начал делать большие успехи, после того как стал копировать то, что он делал, и меньше слушать, что он говорил. В итоге я сохранил лишь около 30% техник, которые изучил у сэнсэя Уэсибы, изменив или выбросив остальные. То, чему я действительно научился у него, было не техникой, а настоящим секретом айкидо — непротивление: не сопротивляться силе партнера, а использовать ее.

После войны я учился у Темпу Накамуры, известного мастера йоги и психолога, который учил нас, что сознание управляет телом. Я часто убеждался в этом на поле боя. Когда мы были под огнем, никто не жаловался на проблемы с животом, как только мы оказались в безопасности, все расслабились и заболели. Умственная установка на беспечность может действительно привести к болезни. Учение сэнсэя Накамуры о том, что сознание движет телом, помогло мне понять важнейший принцип айкидо, именно поэтому я назвал мою форму искусства — Айкидо с координацией сознания и тела — Синсин Тойцу Айкидо, теперь широко известное на Западе как Ки-Айкидо. Я усердно пробовал все, чему учил сэнсэй Накамура. В результате я на личном опыте понял, что из этого работает, а что — нет. Одной из техник, которые не работали, была медитационная техника, которую он изучал в йоге, под названием «кумбахака». Вам следовало втянуть анус, направить силу в нижнюю часть живота, смягчить солнечное сплетение, позволить плечам опуститься, расположить глаза на линии, параллельной плечам, и держать губы сжатыми. Это был неуклюжий и громоздкий способ описать естественную осанку. Сэнсэй Накамура объяснял это именно так, но сам так не делал. Много древних восточных методов используют чрезмерные объяснения естественного положения и получают совершенно неправильный результат. Но я хотел научиться на личном опыте, поэтому старательно пробовал всё. Если я делал кумбахаку, когда работал в поле, у меня начинала болеть спина, если я делал ее, когда гулял, я уставал, если я делал ее на тренировках Айкидо, ни одна техника не работала! Самое важное — как сделать, а не как сказать. Следуя естественным принципам и делая то, что делал сэнсэй Накамура, а не то, что он говорил, я научился выполнять кумбахаку неизменно правильно. Он заметил это и спросил меня, что я делал. Я ответил, что делал кумбахаку. Он захотел знать, как я это делал. Я показал ему, что даже его старших учеников легко свалить, потому что следование этим запутанным инструкциям создавало напряжение в их телах. В последние годы он изменил объяснения, но после его смерти вернули обратно старые объяснения, и с тех пор все осталось по-прежнему.

— Не могли бы Вы объяснить, каким образом, взяв за основу техники айкидо, Вы разработали Айки-Тайсо, упражнения для здоровья, а позднее — упражнение в едином ритме, и какое отношение они имеют к айкидо?

— После первой поездки на Гавайи в 1953 году я потом много раз приезжал и на Гавайи, и в материковые штаты. Когда я возвращался в додзё, то часто обнаруживал, что ученики не могут вспомнить, чему я учил их раньше. Похоже, многие приемы айкидо были очень трудны для выполнения, особенно, при работе с разными партнерами. Тогда я разработал комплекс Айки-Тайсо — упражнения, использующие базовые движения техник айкидо, которые вы можете делать самостоятельно. Это позволило легче запоминать техники, ведь мои занятия посещали люди самого разного возраста — и молодые, и пожилые. Если вы что-то практикуете достаточно долго, вы это выучите. Однако мало у кого есть время, чтобы полностью посвятить себя изучению айкидо. Меня беспокоило, что даже этих упражнений было недостаточно, чтобы люди помнили их между моими приездами. Они хорошо их делали, пока я был там, но в следующий раз я видел, что они все забыли! Упражнения просто не приживались. Тогда я понял, чего не хватало. Если секрет в том, что сознание управляет телом, то просто физических движений недостаточно. Чтобы решить эту проблему, я сказал людям повторять движения в каждом упражнении дважды, и это чудесным образом сработало. Даже начинающие могли скоординировать сознание и тело и быть очень устойчивыми при тестировании после двойного движения. На первом движении сознание не полностью включалось, но на втором они объединялись. На «раз» потеряли, на «два» — нашли. По просьбе моей жены позднее я переработал это в упражнение, которое можно выполнять под музыку, и назвал его «упражнение в едином ритме». Хотя даже сейчас некоторые из моих учеников ошибаются, думая, что это альтернативные упражнения для людей, которые не хотят заниматься айкидо. На самом деле это кратчайший путь к улучшению вашего айкидо. Упражнения заставляют вас расслабляться и соблюдать правильный ритм, что является ключом к эффективности техник. Вот почему мы требуем от учеников выучить их перед сдачей экзамена на черный пояс. Не слушайте, что об этом говорят. Выполняя ки-тесты до упражнения и после, вы сможете сами увидеть, как это работает.

— Со временем Вы внесли много изменений в техники айкидо, — существенные изменения в способы бросков или контроля, — сделав их более соответствующими принципам Ки. Может ли человек, практикующий другой стиль айкидо или даже другой вид боевого искусства, например дзюдо или карате, применить принципы Ки к техникам, которым его научили?

— Безусловно, принципы Ки могут быть применимы к любым видам боевых искусств, спорту, танцам или другим видам упражнений. Есть четыре базовых принципа: удерживайте Одну Точку, полностью расслабьтесь, удерживайте вес в нижней части, расширяйте Ки. Ничто из этого не ограничено использованием только в айкидо и, вообще, может применяться в повседневной жизни. Я научил этим базовым принципам профессионального бейсболиста Садахару О, и он побил мировой рекорд в хоум-ран. Базовые принципы вселенной могут применяться ко всему, что вы делаете. Люди получают плохой результат, потому что пытаются идти против естественных законов. Если вы помните принципы и применяете их подсознательно, они будут работать всегда. Однако у людей есть дурная привычка забывать основы, как только они немножко прогрессируют. Это причина, почему необходимо продолжать тренировки.

— Вы ввели в айкидо систему уникальных соревнований, использующих комплексы тайги. Зачем это нужно и какая непосредственная цель соревнований по тайги?

— Сэнсэй Уэсиба учил, что айкидо основано на непротивлении, и поэтому запретил проводить соревнования в айкидо. В то же время, если понятие непротивления интерпретируется неверно, оно может быть понято как уход от проблемы, убегание. На самом деле перед лицом конфликта сильнее тот, кто по-настоящему расслаблен. В обычных соревнованиях вы можете силу противопоставить силе, и сильнейший выигрывает. Но сегодняшний победитель завтра встретит ровню себе. Нет непобедимых. Айкидо не ставит силу против силы, а одолевает силу путем присоединения к ней и ведения. К тому же, если вы никогда не проверяли это в соревновании, как вы узнаете, работает это или нет? Но обычные соревнования позволяют людям практиковаться в безопасных, ограниченных условиях, с риском приобрести плохие привычки, которые не помогут на улице, когда атакующий играет не по правилам. Настоящее значение непротивления — быть расслабленным перед лицом конфликта, уважать Ки оппонента и вести его к безвредному завершению.

Соревнования по тайги — это не возможность увидеть, кто сильнее, а возможность проверить, продемонстрировать и развить айкидо перед аудиторией и судьями, которые оценивают по строгим критериям. Самые важные вещи, на которые мы смотрим — это фудосин (стабильность, баланс), ритм и наполненность Ки (красота, размах). Есть еще масса дополнительных критериев, которые относятся к техникам, но эти — наиболее важные. Ваши ежедневные привычки очень четко проявляются под давлением соревнований по тайги. Но это совершенно не похоже на схватку бойцов.

Если вы ведете человека туда, куда он хочет идти, он с удовольствием последует за вами. Если заботиться о его пользе, он не будет противиться. Но если вы эгоистично игнорируете других, естественно, они будут сопротивляться, и у вас возникнет конфликт. Проблема сегодняшнего дня состоит в том, что каждый думает только о себе, не заботясь о влиянии своих действий на окружающих. Это результат ста лет материализма XX века, который ставит тело впереди сознания. Пять принципов Синсин Тойцу Айкидо непосредственно применимы также и к искусству лидерства: 1) Ки расширяется, 2) понимайте сознание вашего оппонента, 3) уважайте Ки вашего оппонента, 4) поместите себя на его место и 5) ведите уверенно. Мы демонстрируем это пошагово, когда учим каждой технике айкидо, но это так же хорошо работает в бизнесе или торговле. Если дирекция компании будет поступать в соответствии с этими принципами, служащие будут работать усердно и с удовольствием. То же относится к родителям и учителям. Главное назначение айкидо — тренировать и развивать Ки, и соревнования по тайги дают возможность проверить и продемонстрировать это на высочайшем уровне.

— Вы разработали метод целительства с использованием Ки под названием «киацу». Чем киацу отличается от шиацу и других видов «восточного» массажа?

— Наиболее существенный критерий — основано ли воздействие на принципах Ки или нет. Если вы упорно что-то делаете, противореча естественным принципам, вы, скорее всего, закончите истощением или болезнью. Люди глубоко ошибаются, считая, что врач — это тот, кто лечит пациента. Даже сами врачи имеют склонность забывать о жизненной силе. Именно жизненная сила исцеляет больного, а врачи лишь помогают стимулировать поток Ки, который его лечит. Когда человек ослаб и нуждается в помощи, киацу может помочь ему снова встать на ноги. Также человек добьется более стойких результатов, если возьмет на себя ответственность за свое душевное и физическое здоровье. Большое число болезней вызывается или обостряется стрессом. Самое лучшее, что вы можете сделать для своего здоровья, это научиться расслабляться и развить сильную Ки.

Понятие о Ки

— Отличительный знак и основная идея Общества Ки — это Ки. Как бы Вы объяснили ребенку, что такое Ки?

— Ки — это японское слово, описывающее природную энергию вселенной. Мы можем непосредственно ощущать это как жизненную силу, которая делает нас здоровыми и счастливыми. В японском языке слово «икитейру» означает «быть живым», «ики-о ситейру» — «дышать» и, хотя иероглифы разные, оба содержат звук «ки». Сначала в японском языке не было письменности, и мы адаптировали китайскую письменность к нашему языку. Иероглиф «ки» — китайский, но слово «ки» уже было в японском языке до того, как иероглиф был заимствован. Когда я был первый раз на Гавайях в 1953 году, я спросил своих учеников, есть ли эквивалент этому слову в английском. Они искали в словаре и ничего не нашли, поэтому начали использовать японское слово «ки», и теперь его используют все. Дети понимают это инстинктивно. Это взрослым надо все определять через слова.

— Каким образом практика Ки-Айкидо способствует сохранению здоровья и поддержанию физической формы?

— Мы говорим о Ки как об энергии, которая свободно циркулирует между телом и вселенной. Про человека, который здоров, говорят «гэнки» — «обладающий мощной Ки». Если ваше тело подвергается воздействию стресса или напряжения, это негативно отразится на вашем здоровье. Айкидо — это сбалансированное упражнение, включающее все тело, которое поможет вам оставаться молодым и полным сил, и в то же время прекрасный способ развить сильную Ки.

— В чем состоит ошибка в понимании Ки?

— Наибольшая ошибка — думать о Ки как о чем-то мистическом или экстраординарном. В действительности Ки так же естественна, как вода или воздух. Некоторые люди заявляют, что «используют Ки», чтобы опрокинуть человека, не касаясь его, но это работает только на их учениках. Я учу людей быть естественными, и больше ничему. В процессе обучения я показываю вещи, которые могут показаться экстраординарными, например когда несколько сильных людей не могут вас поднять или когда вы настолько центрированы, что никто не может столкнуть вас. Ничто из этого не является сверхъестественным, все мои ученики могут делать это. Не нужен ассистент, чтобы фокус сработал. Вот почему я вызываю для демонстрации людей из зала, которых никогда раньше не встречал. Тот, кто не понимает в чем дело, может счесть это сверхъестественным, но я никогда не рекламировал себя таким образом.

Многие считают, что если кто-то толкает вас, у вас нет выбора, кроме как отодвинуться или принять это. В действительности, если вы расслаблены и сознание и тело объединены, относительно несложно перенаправить силу в Одну Точку и остаться неподвижным, как скала, даже если вас толкают несколько человек. То же самое происходит, когда люди находятся под психическим давлением. Они убеждают себя, что они устали, и буквально доводят себя до состояния истощения. Это естественно, потому что сознание управляет телом. Именно поэтому я не разрешаю своим детям и ученикам использовать «негативный» язык. Это значит напрашиваться на неприятности. Молодые люди сегодня обладают дурной привычкой оправдываться: «да, но…», «я не могу…» Откуда вы знаете, что не можете, если даже не попробовали? Если вы считаете что-то трудным, самое важное — искать решение, а не сдаваться. Зачем загонять себя в угол? Слишком много людей сейчас сдаются при первых признаках сопротивления.

— Вы сказали, что всё сделано из Ки, и когда Ки циркулирует свободно, у нас хорошее здоровье. Обладают ли Ки в этом смысле также предметы и наше имущество?

— Без сомнения, Ки циркулирует во всем. Вот почему мы должны бережно относится к имуществу. В этом смысле — вообще всё живое, а не только растения и животные. Вещи живые, и наше отношение к ним, безусловно, влияет на них. Мы чересчур расточительны и должны проявлять большую бережливость к тому, что имеем. Перед тем, как выкинуть вещь, мы должны попытаться починить ее, как-то использовать по-новому и беречь ее как можно дольше. Фундаментальный принцип боевых искусств — относиться к вещам и людям с уважением.

— В чем секрет хорошего киай?

— Киай — слово, которое люди, занимающиеся боевыми искусствами, придумали для используемого в техниках сфокусированного выкрика. Истинное значение киай — расширять позитивную Ки, что бы вы ни делали. Настоящий киай — это беззвучное, позитивное размышление и внимание к своим действиям. Даже когда кто-то угрожает напасть на вас, если вы мощно расширяете Ки, это посылает оппоненту подсознательный сигнал, что здесь нет возможности для атаки. Если родители постоянно думают, как помочь своему ребенку стать лучше — это тоже киай. Когда дети плохо себя ведут, родителям стоит посмотреть на себя. Очень часто это означает, что детям нужно больше заботы, больше киай.

— Вы говорите, что у Вас есть привычка улыбаться, когда у Вас неприятности. Вы меняете ситуацию в свою пользу благодаря позитивному взгляду на возможности, вместо негативного взгляда на ограничения. Ваш способ смотреть на вещи часто противоположен тому, каким пользуются большинство людей. Как Вы пришли к этому?

— Мы рождены в относительном мире, в мире противоположностей. Мы видим вещи черными и белыми, и забываем о оттенках серого между ними. Связь между вещами не всегда очевидна. Вопреки очевидному, Галилей сказал, что Земля движется вокруг Солнца, и, конечно, он был прав. Очень просто оказаться в плену определенного способа мышления, когда вы радуетесь, если все идет хорошо, и грустите, если все не так. Но вы начинаете смотреть на вещи по-другому, когда вспоминаете, что на самом деле всё соединено через Ки, и не стоит расстраиваться по поводу каждого небольшого изменения.

Учиться учить

— Требуются годы практики, чтобы достичь мастерства в айкидо. Люди задаются вопросом, как долго им придется учиться, чтобы уметь защитить себя с помощью айкидо. Что из усвоенного в додзё ученики могут сразу применять в повседневной жизни?

— Основная цель айкидо — обучение не техникам, а тому, как объединять сознание и тело. Не умея контролировать свое сознание, как вы станете контролировать тело? Если вы правильно применяете принципы Ки, вы легко сможете делать техники. Айкидо требует много времени для изучения лишь по той причине, что мы забываем применять принципы. У нас также есть дурная привычка бороться. Я не так легко выдаю черные пояса, потому что ученики должны научиться в какой-то мере объединять сознание и тело, до того как будут готовы к повышению. Вы можете обманывать других людей, но сами-то вы знаете, на что способны, а на что нет. Это не такое уж большое преступление, потому что вы не можете обмануть вселенную. Люди думают, что им сойдет с рук нарушение естественных законов природы, но, как говорится, что посеешь, то и пожнешь. У меня в молодости была дурная привычка крепко выпивать. Я был молодой и сильный и считал, что это пройдет без последствий для меня, но невоздержанность в конце концов отразится на вас. Мой врач говорит, что бокал вина в день полезен для здоровья, и я до сих пор позволяю себе это, но чрезмерное употребление алкоголя может погубить вас. Сегодня многие молодые люди полагают, что они могут без последствий вредить себе или плохо заботиться о своем теле. Время все расставит по своим местам.

Недостаток уважения тоже большая проблема сегодня в школах и в семьях.

— Как Вы можете объяснить термин ма-ай, и как он соотносится с человеческими отношениями?

— В боевых искусствах ма-ай — это безопасная дистанция, на которой атакующий не может легко достать вас ногой или рукой. Я вижу что многие люди слишком легко вторгаются в личное пространство других людей, подвергая себя риску, даже полицейские, которые должны быть осмотрительными. Если вы остаетесь на правильной дистанции, у вас всегда есть время чтобы избежать атаки или разоружить нападающего. Но если вы находитесь слишком близко, вы не сможете защититься даже от ребенка, царапающего ваше лицо. В повседневной жизни поддерживать ма-ай означает не ранить или не задевать другого человека ни словом, ни делом. Вы можете быть в хороших отношениях с соседями, но если вы уберете ограду, это может вызвать конфликт. Хороший забор порождает хорошее соседство. Ма-ай означает уважение собственности и пространства остальных. Однако, если вы забыли смысл и следуете только форме, — это лишь пустой ритуал и не более. Ученики должны проявлять уважение к учителям, выискивая наилучшее, чему они могут научиться у данного человека. Каждый может что-то предложить. Однако многие люди стремятся видеть отрицательные стороны и скоры на критику, демонстрируя неуважение. Люди сегодня думают сначала о себе и забывают об остальных. Это фундаментальная ошибка. Взаимное уважение — единственный путь.

— Вы говорили, что американцы хороши вопросами «как», но не практикой, а японцы хороши практикой, а не вопросами. Как мы можем взять лучшее из этого?

— Я давно не был в Америке, и я не могу сказать, может там что-нибудь и поменялось, но японцы определенно стали хуже. Они по-прежнему не спрашивают «почему», но они теперь и не практикуются! Раньше японцы работали очень упорно, но теперь они стали ленивыми. Они хотят жить на всем готовом. Была одна книга, в которой японцы сравнивались с евреями, потому что они очень упорно трудились и были успешны в бизнесе. В Европе мне сказали, что в мире есть одна группа людей, которых везде недолюбливают. Кто это? Японцы! Это неудивительно, глядя на высказывания наших политиков, которые, похоже, больше заботятся о себе, нежели о людях, которых они должны представлять.

— Много вещей сегодня невозможно понять или использовать без инструкций, однако много молодых японцев сегодня слишком зависят от инструкций и не могут думать или принять решение без них. Как Вы учите людей гибко применять правила?

— В учебнике должны быть записаны только основы. Не нужно много объяснений — просто четкое руководство, как сделать что-то. Люди, которые слишком интересуются объяснениями, часто не в состоянии научить других, как сделать простейшую вещь. Я слышал историю про людей на Мауи, которым сказали забить несколько гвоздей в подпорки, чтобы закрепить столб. Они делали все, как им было сказано, но когда они закончили, столб упал. Гвозди просто не доставали до другой стороны! Наиболее важная вещь в обучении — заставить людей делать. Мы лучше учимся, если делаем, а не читаем книги.

Боевые искусства в обществе

— Японская нация быстро стареет, так же как и другие индустриализованные нации. Какое будущее в связи с этим нас ожидает, и как лучше к нему подготовиться?

— Лучшее, что можно сделать, — не становиться больным. Нет лучшего капиталовложения, нежели развитие здоровья и чистоты ума. Слишком много людей теперь становятся дряхлыми в 50-60 лет, сразу после выхода на пенсию. Это происходит из-за пассивного и сидячего образа жизни. В то же время вы можете увидеть намного более пожилых людей, по-прежнему работающих в саду или в обществе. Китайский иероглиф «работать» («хатараку») содержит символ, который обозначает движущегося человека. Мы должны продолжать двигаться, иначе, как говорится, «используй — или потеряешь». Если вы слишком пассивны и считаете, что вам нужен уход, вы действительно вскоре обнаружите себя в ситуации, когда вам необходим уход. Люди празднуют, когда кто-то достигает возраста 100 лет, но почему они не пытаются повторить то, что этот человек делал, чтобы тоже дожить до ста лет? Правительство старается предоставить больше удобств пожилым людям. Это неправильная идея. Пожилых людей надо поощрять оставаться активными и продолжать работать. Проблема в том, что людям не нравиться работать, если они не получают за это оплату. Кто станет требовать денег, если то, что он делает, помогает ему самому и полезно для окружающих? Каждый может что-то сделать для окружающих. Каждый в чем-то хорош. Работать — это естественно. Молодежь должна развивать самодисциплину, иначе они станут больными и дряхлыми раньше времени.

— Две проблемы сегодня преследуют общество— синдром хронического утомления и синдром дефицита внимания. Обычно их лечат с помощью лекарств. Есть ли лучшее решение?

— Это большая ошибка — пытаться решить такие проблемы с помощью лекарств. Такой способ только прячет симптомы и позволит проблеме развиваться, там где вы не сможете ее увидеть. Причина усталости и невнимательности в том, что в ментальных установках или образе жизни что-то идет против природы. Заставляя себя действовать неестественно, вы, несомненно, будете уставать. Невозможно решить эту проблему с помощью искусственных средств, таких как лекарства. Это только ухудшает ситуацию. Дети не могут сконцентрироваться, потому что родители и учителя не знают, как научить их этому, или даже сами не умеют концентрироваться! Отсутствие дисциплины ведет к дальнейшим проблемам, которые все сложнее решить, если запустить их.

— Среди врачей сейчас усиливается интерес к методам профилактики и предотвращения заболеваний, к альтернативам лекарствам и хирургии. Тем не менее, врачи слишком заняты, у них мало времени, чтобы учиться чему-то новому и тем более понять, что именно стоит изучать. Каким образом мы можем дать врачам и медицинским работникам понимание пользы Ки и киацу для здоровья?

— Если кто-то слишком занят, чтобы сделать что-то важное, в первую очередь ему нужно научиться расслабляться. В действительности, они не настолько заняты, как считают. Они только чувствуют себя занятыми и ведут себя как занятые. Один такой человек потратил 20 минут на то, чтобы объяснить мне, насколько он занят, и пока мы говорили заполнил полпепельницы, куря одну сигарету за другой. Я сказал ему, что если у него есть столько времени на курение, то найдется время и для того, чтобы сделать что-то более важное. Люди теряют понимание того, что важно. Даже если доктор находится под таким давлением, что не может спать без снотворного, значит, самое время найти альтернативный путь к здоровью!

— Сегодня в Америке большая проблема — суды. Люди судятся по любым реальным или воображаемым поводам, и это хороший бизнес для юристов. Додзё боевых искусств эта проблема тоже не обошла стороной, и страховка не дает полной защиты. Как вы можете защитить себя, если на Вас подадут в суд?

— Прежде всего, если инструктор при обучении максимально внимателен, большинство несчастных случаев можно избежать. Если отношения с учениками хорошие, они не будут судиться. Также я советую моим инструкторам изучать киацу. Если ученик будет травмирован, но инструктор проявит должную заботу и вылечит травму с помощью киацу, ученик никогда не подаст в суд. Проблемы с законом — часто индикатор более глубоких проблем. Я слышал о людях, которые были несправедливо осуждены, но потом смогли выиграть дело, так как имели чистую совесть и смогли сохранить добропорядочность под давлением.

— Насилие всегда было частью нашего общества, но в последнее время это становится настоящей бедой в школах, так как вооружены даже дети младше 10 лет. Что могут сделать родители и учителя чтобы защитить себя и своих детей?

— Вы напрашиваетесь на серьезные неприятности, если делаете оружие легко доступным для людей и оставляете его там, где дети могут достать его. Самая большая польза от тренировок — это самоконтроль и самодисциплина. Нет ничего более опасного, чем ребенок с норовом. Даже японские якудза (мафия) редко нападают на человека, даже если они и угрожают это сделать, потому что у них достаточно опыта, чтобы просчитывать последствия. Дети не думают о последствиях, и если они выходят из-под контроля, от них можно ждать чего угодно. Самое лучшее, если родители и дети тренируются вместе, так что каждый понимает важность взаимного уважения.

Преступность и закон

— Что Вы думаете о вестернах и фильмах о самураях?

— Я люблю такие фильмы потому что они легки для понимания — чистое развлечение, хорошее шоу. В старых фильмах о самураях вы знаете, кто плохой, кто хороший, в отличии от современных фильмов, где сюжет неясен, плохие побеждают, и люди совершают преступления без последствий. Мне нравится смотреть фильмы о самураях по тем же причинам, что и постановки театра Кабуки. Вы можете сказать с одного взгляда, скоординированы ли у человека сознание и тело, и наблюдать, как они играют, прекрасно и захватывающе. Если это не так, я переключаю канал. Я смотрел вестерны раньше, сейчас перестал. Последнее время в вестернах невероятный сюжет и неубедительные персонажи. Связанный плохой парень сбегает без труда. Герой выигрывает за счет красивой внешности!

— Вы обучали Ки-Айкидо полицию, ФБР и секретные службы. Каким образом вы учили их успокаивать или сдерживать кого-то, кто опасен или находится под действием наркотиков?

— Если кто-то опасен, находится под наркотиками и вышел из-под контроля, единственный путь — насильственно остановить его. Такой человек ни о чем не помнит, так что бессмысленно говорить об уважении его человеческих прав. Если кто-то подвергает окружающих риску, он должен быть сдержан, и разговаривать с ним можно только тогда, когда он придет в себя.

Глаза — зеркало души

— Когда смотришь на портрет Моны Лизы кисти гениального Леонардо да Винчи, кажется, что ее глаза направлены на тебя, где бы ты ни находился. Я заметил тот же эффект на Вашей фотографии в додзё. Как Вы добились этого?

— Глаза совершенно естественно отражают то, что видят. Когда вы пристально смотрите на что-то, вы напрягаете лицо и сужаете фокус. Мягкие же глаза охватывают все. В этом нет ничего необычного — просто естественный результат того, что вы смотрите расслаблено. В спорте можно услышать совет: «Следи за мячом». Это хороший способ промахнуться по нему. Когда вы расслабляете свои глаза, у вас расширяется обзор, и ваше тело отдыхает.

— Вы часто говорите о важности быстрого чтения для развития гибкости ума. Не могли бы Вы объяснить, как это сделать?

— Несомненно, это хорошая идея, и основы этого вы должны освоить в школе. Проблема в том, что сейчас появилось гораздо больше книг, чем раньше, но не все из них достойны прочтения. Более того, если вы читаете большинство появляющихся в мире книг, это будет серьезной тратой времени. Скорочтение, или, иначе говоря, просмотр страниц мягкими глазами, — хороший способ быстро понять содержание. Если есть что-то стоящее, вы можете вернуться назад и прочитать это снова.

— Как человек может бросить курить или сбросить вес?

— Я учу методу, которому я научился у моего учителя — Темпу Накамуры, детально описанному в моей книге «Ки в повседневной жизни». Основная идея — использовать зеркало, чтобы сделать самовнушение, перед тем как идти спать. Это проникает в подсознание и работает, пока вы спите, а также днем помогает вам преодолеть плохую привычку или выработать хорошую. У многих людей самовнушение не работает, потому что они используют слова «я могу», подсознательно не веря в них. Гораздо лучше, смотреть в зеркало и скомандовать себе так, как будто вы говорите кому-то другому — «ты можешь!». Чтобы добиться успеха, вы должны применять эту технику длительно, двух-трех попыток недостаточно. Нужно время, чтобы поменять подсознательные привычки, сформировавшиеся годами. Вы должны делать это каждый раз, перед тем как лечь в постель, и после этого идти спать, ни на что не отвлекаясь. Скажите себе в зеркале: «Ты ненавидишь табак!» Со временем эта мысль начнет проникать в сознание, когда вы будете брать сигарету, и постепенно вы потеряете интерес к табаку. Важно сфокусироваться в одно время только на одной привычке. Чтобы исправить сформировавшуюся привычку, может потребоваться до 6 месяцев, но обычно — меньше. Нелегко сломать создававшуюся годами привычку. Постепенно вы будете лучше себя контролировать, и сможете исправлять плохие привычки быстрее, чем в начале. Будет гораздо легче устоять перед соблазном. Я курил много лет, но когда решил бросить, то внушил себе, что на самом деле не люблю курить, и мне было легко прекратить. Этот способ применим и к другим привычкам.

Будо и танец

— Вы сравнивали будо как боевое искусство с будо-танцем. Что общего между танцем и боевым искусством? Почему некоторые люди фотогеничны, как ни посмотри?

— Традиционно в Японии танец и боевые искусства рассматривались как одно целое. Иероглифы разные, но звучат одинаково — будо. Мастер танца или актер наполняет сцену Ки. Он не смотрит на аудиторию, потому что полностью вовлечен в происходящее. Без остатка погруженный в роль, он забывает себя и очаровывает аудиторию. Вы можете это сделать, только если ваше сознание и тело объединены. Если вы расширяете Ки, вы фотогеничны. Это визуальный эквивалент того, что вы не открыты для чьей-то атаки.

— В чем различие между боевым искусством и спортом?

— Китайский мастер Сунь Цзы, который написал классическое произведение «Искусство войны», описал три способа победить. Худший способ — это победить в сражении, лучший — победить, не сражаясь. Во многих видах спорта единственный путь к победе — через сражение. Такой спорт оказывает медвежью услугу спортивному духу, так как в нем важнее выиграть, нежели то, как ты играешь. Некоторые боевые искусства тоже похожи на спорт без спортивного духа. Лучший способ выиграть — не сражаясь. Настоящее значение иероглифа «бу» — остановить в зародыше, победить легко, без борьбы. Как я уже говорил, этот подход используется в соревнованиях по тайги, а также работает в повседневной жизни. Мы должны рассматривать суть, а не практиковать ради шоу.

— Необходима ли степень по айкидо для того, чтобы действовать с Ки в других областях, таких, как, например, музыка, танцы или бизнес? Как следует упражняться, чтобы успешно работать под давлением?

— Объединение сознания и тела работает и в музыке, и в театре, и во всех видах исполнительского искусства. У людей возникают проблемы, когда они небрежно относятся к репетиции, а затем ожидают дать представление в лучшем виде. Однажды я встретил мастера традиционной японской флейты Хякунасукэ Фукухару, и он попросил меня научить его объединять сознание и тело во время представления. Я попросил его взять флейту так, как будто он на представлении, и затем неожиданно протестировал его. Он тут же упал. Он попросил еще раз его протестировать, и на этот раз он действительно представил себя стоящим на подмостках, несмотря на то, что флейты не было в его в руках. На этот раз он прошел тест, и был устойчив, как дерево. Он уже знал, как объединять сознание и тело, но мог это делать только тогда, когда серьезно относился к репетиции или представлению. То, как вы играете на сцене, — в действительности отражение вашей ежедневной практики. Эта причина того, что я требую от своих учеников относится к деревянному мечу так же, как если бы это был настоящий острый меч. Если вы используете этот метод, то даже когда ваш оппонент будет держать в руках настоящий меч, вы сможете остаться спокойным, как будто его меч деревянный.

Барьеры и возможности в постижении Ки

— Многие, кто хотел бы изучать Ки-Айкидо или киацу непосредственно в штаб-квартире, просто не могут найти время и средства, чтобы потратить 2 года жизни на поездку в Японию и изучение языка. Какие возможны альтернативы, если поблизости нет додзё?

— В мире много додзё, принадлежащих Обществу Ки. Мы также разрабатываем видеокурс для домашнего обучения, благодаря которому люди смогут учиться сами или в дружеской компании. Тогда им надо будет приезжать штаб-квартиру лишь дважды в год на 4-дневные семинары, чтобы контролировать свой прогресс. С одной стороны такой подход может занять больше времени, чем интенсивное обучение в додзё по месту жительства, но мы обнаружили, что для серьезных учеников количество потраченного времени — не самый важный элемент прогресса. Я вспоминаю одну группу из 5 учеников, которые тренировались, используя в качестве руководства мою книгу (это было до появления видео). Они работали по очереди следующим образом: один читал, как надо выполнять технику шаг за шагом, остальные четверо практиковались в парах. Когда я их увидел, я был удивлен, насколько хорошо они освоили техники даже без помощи учителя! Самое главное — это страстное желание учиться, хорошее качество обучающих материалов и возможность регулярного контроля вашего прогресса более опытным человеком. Тогда даже в далеко не идеальной обстановке вы сможете добиться большего успеха, чем тот, кто находится в хороших условиях, но не выказывает должного отношения к учебе.

— Некоторые люди на Западе воздерживаются от изучения айкидо или других боевых искусств, так как думают, что это противоречит их религиозным убеждениям. Айкидо испытало влияние как синто, так и буддизма. Должен ли человек исповедовать какую-либо веру, чтобы практиковать айкидо?

— Поклоны — это восточная традиция. Их первоначальное значение — показать уважение. Мы не поклоняемся идолам и не отправляем религиозные культы. Мы кланяемся в сторону изображения иероглифа Ки на стене додзё только затем, чтобы показать наше уважение перед вселенной. После мы кланяемся инструктору и друг другу по той же причине. Символ не важен: вы отдаете честь флагу, показывая уважение Богу и своей стране, или приветствуете своего приятеля… Наши поклоны не есть ограниченная форма уважения, которое выказывают одному и не выказывают другому. Важно показывать уважение жизни во вселенной во всех ее формах.

Мост между поколениями

— Вы готовите своего сына продолжать ваше дело. В чем сходство и в чем различие проблем, которые стоят перед ним, и проблем, которые стояли перед вами в его возрасте?

— Мой сын Синъити имеет преимущество в том, что может продвигаться, опираясь на мой опыт. Ему не надо начинать с нуля и соединять в одно целое разрозненные фрагменты, как это делал я, обучаясь у того или иного мастера. Другое отличие в том, что, когда я был в его возрасте, Япония находилась в состоянии войны. Никто не помогал тебе. Ты должен был заботиться о себе сам. Ничего не получалось без усилий, в том числе и в тренировках. С другой стороны, ничего четко не объяснялось и было много бессмысленных остатков традиций, способных ввести в заблуждение. Людям его поколения дано все, им не надо бороться. Если у него такой же уровень мотивации, за 5 лет он сможет достичь того, на что мне понадобилось 20 лет, просто потому, что обучение доведено до высокого уровня. Не нужно столько проб и ошибок, нет необходимости следовать множеству ложных направлений.

Вака-сэнсэй (Синъити Тохэй)

— Вака-сэнсэй, что вам кажется самым трудным в вашей предстоящей деятельности по продолжению работы, начатой вашим отцом?

Вака-сэнсэй:

— Я думаю, одна из наибольших трудностей — развитие сильной инициативы, которую мое поколение потеряло, потому что мы привыкли получать все готовое. Действительно, путь расчищен, но так как мы не участвовали в его расчистке, у нас есть тенденция к снижению мотивации, необходимой для реального движения по этому пути. Мое поколение будет представлять Японию в первой половине XXI в. При этом у нас растет лень и зависимость от машин и электроники. У нас большой выбор, но слабый фокус. Как и мой отец, я должен искать пути, чтобы заинтересовать людей в практике, научить их объединять сознание и тело и достойно встречать трудности. Мы говорим: «фуэки рюко»; это означает, что в основе своей жизнь неизменна, но ее поверхность постоянно меняется. Как разобраться в этом, чтобы сберечь фундаментальные истины, живя в постоянно меняющемся мире, — вот трудности, которые стоят перед нами. Благодаря корням, уходящим в японскую культуру, Ки-Айкидо дает нам шанс приоткрыть значение важнейших национальных традиций, которые мы потеряли, и сохранить то, что достойно сохранения.

— Вы говорите, что многие традиционные японские слова и понятия больше не понятны молодому поколению. Язык и ценности изменились, тогда как же вы перекинете мост между поколениями, обучая Ки?

Вака-сэнсэй:

— Мой отец родился в Японии в 1920 г. Мир тогда очень отличался от сегодняшнего, и многие слова и выражения, которые используют люди, родившиеся до войны, не используют и не понимают сегодня. Наш язык изменился. Многие молодые люди никогда не слышали об идеях, пришедших из китайской классики, и это иногда делает обучение трудным. Поэтому я работаю вместе с отцом над тем, чтобы найти новые способы выражения этих идей, новые слова и примеры, понятные моему поколению и в то же время согласующиеся с фундаментальными истинами.

— Компьютеры способствовали появлению бума боевых искусств по двум причинам: быстрое распространение информации и связь через Интернет; и то, что называется техно-стрессом, требует баланса между сознанием и телом. Что этот веб-сайт может сделать, чтобы помочь людям, изучающим боевые искусства?

Вака-сэнсэй:

— Электроника приносит в нашу жизнь комфорт, но в то же время делает нас малоподвижными и зависимыми от удобств. Ки-Айкидо может помочь восстановить баланс между сознанием и телом и сохранить форму и здоровье в течение всей жизни. Интернет позволяет мгновенно соединить людей, находящихся в любой точке земного шара. Это здорово, и мы надеемся, что это поможет донести преимущества Ки-Айкидо до тех, кто никогда об этом не слышал. Общество Ки готовит информацию для нашего веб-сайта на английском языке; кроме того, в добавление к книгам сэнсэя Тохэя, многие заграничные додзё, принадлежащие Обществу Ки, имеют веб-сайты на английском, где вы можете найти много информации.