Сокусин-но гё, или мисоги с колокольчиком, — это суровая духовная практика с богатой историей. Упражнение выглядит довольно просто: участники сидят на коленях в позе сэйдза и максимально громко скандируют особую фразу, сопровождая каждый выкрик мощным ударом ручного колокольчика (судзу).
Вообще мисоги — ритуал очищения. Существует много типов мисоги, в том числе стояние под водопадом или купание в холодной реке или ручье. Термин «мисоги» буквально означает «строгать», подразумевая, что оно позволяет снимать с себя все наносное и лишнее, выявляя таким образом свое истинное «я». Суть мисоги с колокольчиком в духовном очищении. Это происходит путем скандирования: вкладывая всего себя в каждый выдох, участники выталкивают из себя всю грязь и становятся чистыми.
Сокусин-но гё в том виде, в котором оно практикуется в Ки-Айкидо, происходит от известной в Японии школы Итикукай, основанной в 1922 году Тэцудзю Огурой, учеником известного фехтовальщика Ямаоки Тэссю (1836–1888), жившего в последние годы сёгуната Токугавы. Тессю также был мастером дзен, каллиграфом и советником императора. Он основал школу фехтования под названием «Меч без-меча». О трудности обучения в ней ходили легенды. Ученики брали на себя сэйган (обет), который заключался в том, что в течение нескольких дней ученик проводил сотни или даже тысячи поединков кэндо против постоянного потока новых противников. Это доводило людей до полного изнеможения, и когда уже не оставалось физических сил, лишь сила духа заставляла их продолжать бой. Считалось, что только благодаря таким усилиям ученик может реализовать себя.
Тэцудзю Огура (1860–1944), основатель Итикукай, был одним из последних учи-дэси Тессю и дзенским монахом. Мисоги, которое он практиковал, вело происхождение от дыхательной практики Мисоги-кё, разработанной Иноэ Масаканэ (1790–1849). Масакане учил, что дыхание — это способ единения с богами, а слова, которые скандируют участники, — котодама, то есть они обладают особой силой сами по себе. Однако в Итикукай мисоги выполнялось иначе. Есть некоторые свидетельства того, что Огура изменил первоначальную практику, сделав ее более жесткой, более мощной. Возможно, после запрета ношения мечей в начале реставрации Мэйдзи самураи пытались таким образом добавить практике интенсивности, присущей схватке не на жизнь, а на смерть.
Первоначально Огура представил эту практику команде студентов Токийского Императорского университета по гребле, которые пришли к нему практиковать дзен. Они были в восторге и убедили Огуру переселиться в Токио и открыть додзё, которое получило название «Итикукай» («Общество 1-9»), потому что его члены собирались 19-го числа каждого месяца в память даты смерти Ямаоки Тессю.
Коичи Тохэй стал посещать Итикукай в конце 1937 года, еще до того, как начал заниматься айкидо. В те дни практика была очень суровой. Участники в течение трех дней сидели в сэйдза и выкрикивали слова древней синтоистской молитвы, сопровождая каждый выкрик ударом колокольчика. Старшие ученики перемещались между рядами и били раскрытой ладонью по спине тех, кто позволял себе снизить интенсивность. Не допускалось ни малейшего послабления, ведь мисоги считалось практикой жизни и смерти.
«Слишком устал, чтобы напрягаться, слишком устал, чтобы держать ритм. Но когда тело отказывает, на помощь приходит дух. Мисоги позволяет понять, что дух сильнее. Он продолжает вести вас, когда ум и тело бессильны. После мисоги я увидел, что не правильно жить лишь на физическом или ментальном уровне. Людям предназначено жить на духовном уровне». — Ryokichi Kotaro (Yagyu Shinkage-Ryu kenjutsu).
Из книги D. Lowry “Autumn Lightning: Education of an American Samurai”
Мастер Коичи Тохэй посетил более 60 таких трехдневных сессий — рекорд, который не побит по сей день. Позднее он вспоминал, что всякий раз, когда он приходил на тренировку айкидо полностью вымотанным после практики в Итикукай, его никто не мог бросить, а ему самому броски давались легко. Так он понял, что главный секрет айкидо в том, чтобы освободиться от силы. В последующем Мастер Тохэй включил мисоги в Синсин Тойцу Айкидо и адаптировал его, чтобы практиковать мог каждый, независимо от возраста и физического состояния.
Цель сокусин-но гё — научиться объединять сознание и тело, сохранять спокойствие и поддерживать концентрацию внимания в ходе активного физического действия. Упражнение может быть утомительным и служить испытанием выносливости ума и тела. Без объединения сознания и тела выдержать сокусин-но гё довольно тяжело, но когда мы осознаем их единство и полностью расслабляемся, ки вселенной естественно наполняет нас и позволяет пройти через трудности.
Сегодня в нашей штаб-квартире сокусин-но гё проводится 1 раз в месяц. Сессия в целом продолжается около часа и включает:
- ки-дыхание (~10 мин);
- мисоги с колокольчиком (~30 мин);
- ки-медитацию (~10 мин);
- ки-дыхание (~10 мин).
Мисоги — это групповое упражнение, требующее присутствия не менее восьми человек. Справа от сёмэна садится ведущий (оса), напротив него (слева от сёмэна) — два помощника (кагуры). Дальше в один или несколько рядов лицом к сёмэну располагаются участники. Поскольку в нашей культуре нет традиции сидеть на коленях, мало кто может провести в позе сэйдза длительное время без вреда для здоровья, поэтому вы можете сесть на специальную скамеечку или на любой другой подходящий для этого предмет.
Судзу представляет собой небольшой металлический цилиндр с ручкой, в котором заключены несколько стальных шариков. Удерживайте судзу донышком вниз, легко, без напряжения обхватывая рукоятку безымянным пальцем и мизинцем и фиксируя ее большим пальцем. Наносите удар, как будто рубите мечом — от уровня виска к колену. В конце удара рука должна быть почти полностью выпрямлена и расслаблена, а колокольчик — стабилен (сэйси!). Вы можете работать как правой рукой, так и левой, но нельзя менять руки в ходе сессии.
Удары колокольчиком согласуются со скандированием фразы из старинной синтоистской молитвы, содержащей три образа — меч, зеркало и драгоценность:
- ТОХО — острый меч или копье, символизирующие силу рассечения/проникновения;
- КАМИ — зеркало (а также спокойное незамутненное сознание), ясно отражающее все, что его окружает;
- ЭМИ — улыбка, или чувство радости, возникающее при медитации;
- ТАМЭ — драгоценность; сокровище мудрости; хрустальный шар (безупречно круглый объект, который может беспрепятственно катиться). Символизирует ум, способный быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
Вольный перевод: «Острым мечом своей воли я пронзаю зеркало вселенной и шлифую свой характер, как прекрасный хрустальный шар».
Сначала участники, постепенно ускоряя ритм, выкрикивают эту фразу на 8 слогов:
ТО—ХО—КА—МИ—Э—МИ—ТА—МЭ.
Затем оса делает акцент на слове КАМИ и сокращает число слогов до пяти:
ТО—ХО—КАМИ—ЭМИ—ТАМЭ.
После некоторого времени скандирования с ускорением следует еще одно аналогичное переключение — на два слога:
ТОХОКАМИ—ЭМИТАМЭ,
которые по мере ускорения сливаются в ТО—ЭЙ (эти слова лишь по случайности напоминают звучание имени «Тохэй»).
При выполнении сокусин-но гё каждый выкрик и звон колокольчика должны звучать как одно целое. Не «экономьте», пытаясь сохранить немного энергии на потом, выкладывайтесь в каждый момент на 100%, и вы обнаружите, что ваши резервы намного больше, чем вы предполагали.