Что такое Ки?

Понятие «ки» (в китайской транскрипции — «ци») появилось примерно в VII веке до н.э. в китайской философии, позднее вместе с буддизмом пришло в Японию.

Иероглиф «ки» составлен из двух компонентов: верхний, в виде нескольких восходящих черт, означает «туман, пар, дыхание»; нижний, напоминающий восьмилучевую звезду, — «рис». Когда рис варится, над ним поднимается пар… Это символизирует то, что дает жизнь всему сущему и наполняет вселенную, расширяясь во все стороны.

После Второй мировой войны японское министерство образования упростило написание нижней части иероглифа до крестообразного символа, который ассоциируется с понятиями «закрыть», «запечатать». Это облегчило написание, но полностью исказило первоначальный смысл, поэтому в Обществе ки используют этот иероглиф в старом начертании.

В «Большом словаре японского языка» ки определяется следующим образом:

  1. Невидимая субстанция, которая наполняет пространство. Туман. Газ.
  2. Явления природы (в пространстве между небом и землей).
  3. Выдох. Дыхание.
  4. Специфическая черта, привкус. Запах.
  5. Сердечная деятельность. Чувства. Характер.
  6. Неопределенное, неясное ощущение. Смысл. Характерная черта, атмосфера.
  7. Сознание.

На бытовом уровне слово «ки» используется в Японии как составная часть большого количества терминов, главным образом описывающих здоровье, чувства, волю, сознание, совесть и пр. Так, гэнки означает «бодрость, темперамент, хорошее настроение», ки-га цуку — обратить внимание (букв. «„приклеить“ ки»), ки-га сусуму — исполниться решимости («ки продвигается»), ки-о усинау — потерять сознание («потерять ки»), ки-о кубару — «будь внимателен» («распределить ки»)…

В более обобщенном философском смысле под ки понимают, с одной стороны, невидимую субстанцию, которая наполняет наше тело, определяет его форму и заставляет функционировать; с другой — невидимую субстанцию, которая наполняет вселенную и дает начало жизни как таковой. Причем, эта субстанция — не только духовное, но одновременно и материальное начало всего. Поэтому Коичи Тохэй определяет ки как бесконечное собрание бесконечно малых частиц:

Считая что-либо, мы всегда начинаем с единицы. Единица не может превратиться в ноль. Как нечто не может состоять из ничего, так и единица не может быть сделана из нулей. Ки — как эта единица. Ки формируется из бесконечно малых частиц, меньших, чем атом. Ки вселенной концентрируется, становясь личной ки, которая, в свою очередь, концентрируется дальше, становясь одной точкой внизу живота, и продолжает концентрироваться бесконечно, никогда не приходя к нулю, но становясь единой со вселенной. Так мы понимаем ки. — Тохэй К. Сёкусю (Ки-Тезисы)

Важно обратить внимание, что в этом определении перечисленные выше два аспекта ки — личная ки и вселенская ки — не противопоставлены друг другу, а являются одним целым. Это можно лучше понять с помощью следующего образа: вы зачерпнули пригоршню воды из океана. Вода в ваших ладонях принадлежит вам или океану? Пока ладони сомкнуты, она в определенном смысле ваша, но на самом деле это вода из океана. Вы можете пользоваться ей, но рано или поздно она вернется обратно.

В контексте боевых искусств ки чаще всего ассоциируют с энергией. Это, в общем, не ошибка. Ки — понятие очень широкое, отхватывающее множество аспектов, в том числе и энергетический. Но такое упрощенное понимание приводит к тому, что ки начинают воспринимать как реальный физический феномен, который можно накопить в теле примерно так же, как электричество накапливается в аккумуляторе, чтобы использовать позднее.

Другая ошибка — привносить в понимание ки элементы мистики. Новички, выполняя, например, «несгибаемую руку», часто говорят: «Я не понимаю — мои мышцы напрягаются. Разве я не должен удерживать руку лишь при помощи ки?» Во вселенной нет никакой магической силы, способной делать что-то за нас. К чему приводит непонимание этого факта, можно увидеть на видеороликах в интернете, на которых «мастера бесконтактного боя» сталкиваются с реальными бойцами. (В Ки-Айкидо иногда выполняют техники «без захвата», но это всего лишь упражнения, направленные на развитие чувствительности и понимание партнера.)

Итак, ки — это категория древневосточной философии, описывающая огромное количество аспектов и явлений нашей жизни. Она носит предельно обобщающий характер, поэтому ее трудно сформулировать просто и конкретно. Вот, например, определение ци из энциклопедии:

Ци — пневма, эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя. Одна из основополагающих и наиболее специфичных категорий кит. философии, выражающая идею континуальной, динамич., пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетич. субстанции. Этимологич. значение — «пар над варящимся [жертвенным] рисом». Предельно общее понятие ци конкретизируется на трех гл. смысловых уровнях: космологич., антропологич. и психологич. В первом случае ци — универсальная субстанция Вселенной; во втором – связанный с кровообращением наполнитель человеч. тела (аналог «жизненных» или «животных духов» европ. философии), способный утончаться до состояний «семенной души» (цзин) и «духа» (шэнь); в третьем — проявление психич. центра, «сердца» (синь), управляемое волей (чжи) и управляющее чувствами (цин).

Общепризнанным в кит. философии было представление о ци как бескачественном первовеществе, из к-рого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития, называемой «хаосом» (хунь дунь), «Великим пределом» (тай цзи), «Великим единым» (тай и), «Великим началом» (тай чу) или «Великой пустотой» (тай сюй). Начальные формы дифференциации этого вещества — инь–ян и «пять элементов» (у син). — Кобзев А. И. Ци — пневма // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия. С. 549-551.

Если все-таки попытаться коротко передать суть ки, то наиболее точным, наверное, будет выражение «жизненная сила». Когда росток пробивается сквозь асфальт, что заставляет его тянуться к солнцу? Жизненная сила!

Для адептов боевых искусств увеличение своей жизненной силы крайне важно. Чем больше ваша жизненная сила, тем более вы энергичны и тем труднее вас победить. Увеличение энергичности путем тренировки мышечной силы и выносливости имеет свои пределы. Но можно научиться действовать более эффективно за счет лучшей координации разных частей тела, отказа от излишнего напряжения и гармонизации совместной работы сознания и тела. Таким образом, когда мы говорим о развитии ки, мы не имеем в виду ничего эзотерического, мистического или религиозного. Это просто занятия по улучшению физического и ментального здоровья, главная цель которых — повысить уровень согласованности тела и сознания.

Существует широкий спектр упражнений, которые можно использовать для улучшения координации. Природа упражнения, которое вы выбираете, относительно не важна. Если вы практикуете достаточное их количество, чтобы охватить весь спектр движений тела, то улучшение обязательно произойдет. По мере того как ваше тело будет учиться работать правильно, ваша жизненная сила будет увеличиваться; вместо того, чтобы бороться за выживание, вы начнете наслаждаться жизнью. — Ловрет Ф. Дж. Секреты японской стратегии

Поделиться